?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Не удержалась и обновила свой рекап на "Опасный поворот" Басова (1972). Кто читает меня давно, может под кат не заглядывать, там всё те же и о том же. Пост про дворецкого Бриггса, кстати, проапгрейдила тоже. Вот такой на меня нашёл переписывательский стих! Итак...

Как-то само собой вдруг выяснилось, что у меня есть любимый фильм. Не один из, а любимый. Я даже удивилась, неужели такое бывает. Признаки беспримерной любви налицо: я могу смотреть его сколь угодно часто. Но стараюсь себя все же ограничивать и включать не чаще раза в год. Там аж три серии. По хорошему можно разделить на два вечера, но я обычно смотрю целиком. Если мне понадобилось бы улететь на Луну с ограничением веса багажа (один фильм в руки), я бы взяла с собой именно этот.


Dangerous_06.jpg


Удивительно, что в самые любимые попала драма, причем без хэппи-энда. А вот поди ж ты, навевает уют и спокойствие. Или это я уже привыкла к тому, что стоит щелкнуть кнопкой на пульте, и все герои будут живы, здоровы, и снова будут жизнерадостно глушить литрами коньяк, то бишь подкрашенную чаем воду.

Участники событий:

• Роберт Кэплен, женат на Фреде, влюблён в Бетти
• Фреда Кэплен, замужем за Робертом, была страстно влюблена в его брата Мартина
• Бетти Уайтхауз, замужем за Гордоном, любовница Стэнтона, ни в кого не влюблена
• Гордон Уайтхауз, брат Фреды, женат на Бетти, любил Мартина Кэплена
• Олуэн Пиил, влюблена в Роберта
• Чарлз Стэнтон, любовник Бетти, питает нежные чувства к Олуэн


Схема перемещений персонажей пьесы в фильме Басова, (с) Рома Воронежский

В общем, ситуация хрестоматийная: все влюблены, но взаимным чувством никто похвастаться не может. Странно, что им удавалось так долго удерживать статус-кво, а ведь рвануть могло в любой момент и в любом месте крайне неустойчивой системы. Однако Джон Б. Пристли утверждает, что они продержались в таком равновесии ещё целый год после смерти Мартина. И только потом всё-таки грянуло.

И вот что ещё интересно: очевидно, что Джону Б. Пристли в этой истории больше всех импонирует Олуэн. И — что за горький парадокс – именно ей он уготовил самую жестокую судьбу. Когда я думаю о том, какой беспросветный ужас достался на её долю после того, как Роберт застрелился, я начинаю подозревать Джона Б. Пристли в конкретном женоненавистничестве.

Придется всё же кратко изложить сюжет. В издательстве, принадлежащем отцу Фреды и Гордона, пропадает чек на внушительную сумму. Чек обналичивают в банке, описание человека, получившего деньги, равно подходит как Роберту, так и Мартину. Некто говорит Олуэн, что деньги взял Роберт, и это ужасно её расстраивает. Она едет к Мартину, чтобы поговорить об этом, но выбирает не слишком удачный для визита момент. Мартин находится под действием каких-то наркотиков, и, будучи не в себе, начинает активно домогаться Олуэн, которая его терпеть не может. В процессе домогательств Олуэн случайно убивает Мартина, смерть которого будет истолкована, как самоубийство.

После смерти Мартина участники сюжета целый год по-прежнему дружат, ездят друг к другу в гости, продолжают вздыхать по предметам своей страсти и жить с нелюбимыми супругами.

Через год, одним приятным летним вечером вдруг выясняется, что Роберт денег не брал. Потом — что деньги взял Стентон. Потом — что Фреда любила Мартина, а Роберта не любила вовсе. Дальше становится понятным, почему брак Бетти и Гордона не удался. И, наконец, раскрываются детали связи Бетти и Стентона — не без участия Олуэн, между прочим. Этого Роберт вынести уже не может, и стреляется.

Симпатии автора в этом сумасшедшем калейдоскопе любовей и нелюбовей, казалось бы, полностью на стороне Олуэн. Сдержанная, рассудительная, умница и вообще дама, приятная во всех отношениях. Большеглазая и невероятно убедительная Антонина Шуранова, играющая Олуэн у Басова, ходит плавно, не спеша, как будто размышляя вслух, разговаривает замечательно низким голосом, часто берет случайные книги с книжных полок, листает их, и вообще выглядит чрезвычайно умной. Но была ли она умна на самом деле?

Во-первых, если она была умна, то зачем ей вообще было затевать разборку с Фредой относительно происхождения музыкальной шкатулки? Учитывая, что целый год она старалась забыть подробности убийства Мартина, и тут вдруг она видит в руках Фреды шкатулку, которую Мартин ей показывал в ту самую роковую субботу, и — выпаливает бесхитростно: «О, я знаю эту вещицу, я даже знаю, какую мелодию она играет». Здесь два варианта: либо она действительно напрочь забыла, при каких обстоятельствах мелодия звучала, или она устала хранить свой секрет и хочет всё рассказать друзьям.

А во-вторых и в главных, если она была такая умная, то зачем ей было нужно художественно расписывать обстоятельства тайного свидания Бетти и Стентона? Здесь у меня конкретная претензия к автору, который ради красного словца её не пожалел. Никакой логики в этом её приступе откровенности нет. Она должна была прекрасно понимать, как больно будет Роберту об этом слышать. Понадеялась, что узнав о Бетти, Роберт обратит на неё внимание? Да ладно. Мужчины, предпочитающие цыпочек, на умниц сроду не глядели.

Странно, что автор не отдал инициативу разоблачения белокурой красотки кому-нибудь другому. Трепетного Гордона, к примеру, могло озарить внезапно (и даже не нужно было бы отменять его коронную реплику, ради которой, я уверена, Гордон вообще был придуман: «Ты… ты маленькая лгунья, Бетти»). Или Бетти, злоупотребив коктейлями пряными, которыми так увлекаются по ходу действия все участники драмы, проговорилась бы сама — случайно или намеренно, у неё-то причин для этого было предостаточно. Так или иначе, но то, что Джон Б. Пристли заставил именно Олуэн положить последнюю соломинку на спину робертова воображаемого верблюда, делает её судьбу особенно печальной.

Потому что её любимый человек не нашел ничего лучшего, чем застрелиться на глазах у женщины, которая любит его больше, чем его жена и его брат вместе взятые. Крошка Бетти о нем вздыхать не будет и подавно. А вот что будет дальше с Олуэн?

Альтернативный финал 1. Роберт спьяну промазал, отстрелил себе пол-уха, и, в залитой кровью рубашке, напугал Олуэн своим окровавлЕнным видом.

Наверное, в этом случае Олуэн все же уговорила бы его сбежать с ней. И... И они оба были бы несчастны. Роберт засматривался бы на цыпочек, но не мог бы оставить Олуэн, которая пожертвовала ради него своей репутацией. Ведь от чего он застрелился? Не от того же, что его брат был наркоманом, вот ещё глупости. Он застрелился из-за того, что Бетти, его светлая крошка, отдалась не ему, а Стентону, который, кстати, был вообще человеком не его круга, Стентон был из другого сословия, с нижней ступеньки. Какой удар для аристократа.

Что жена его не любит, Роберт знал и раньше. Жена спала с его братом? Ну, если он сам уже жену не любил, то и ладно. Хотя тут двойная подстава. Жена не любит и не любила, а Бетти прямо фу, какая лгунья.

Кстати. Радиопостановка пьесы «Dangerous Corner» на BBC длится час двадцать, ну и торопыги эти ваши бибисишники. Всё же нет ничего лучше нашего фильма. У нас - три серии и жёсткая пружина интриги с короткими перерывами на титры. Англичане же тараторили так, как будто опаздывали на поезд, и если не знать пьесу наизусть, можно запросто запутаться, кто на ком стоял.

Весьма порадовал голос Роберта Кэплена - ушам своим не поверила, но это был Яковлев по-английски. Вот просто один в один: голос, тембр и характерные интонации "какая хадость эта ваша заливная рыба". Такое впечатление, что Яковлев слетал в Лондон и записался на BBC.

Удивило, что некоторых русских реплик в английском варианте не было вовсе. Например, не было довольно ядовитого кэпленского высказывания в адрес Бетти: "Изящно упакованная мерзость". Мне эта реплика всегда казалась слишком уж резкой в устах английского джентльмена. Не говоря уж о том, как Кэплен к Бетти относился. Странно, неужели ее Басов сам сочинил? В советском переводе (В. Метальникова) этой реплики нет.

Так что не жить Олуэн с Робертом в любви и согласии, потому что, как я уже говорила, если чувака тянет на цыпочек, правильные девушки остаются не при делах. Поэтому спустя какое-то время Роберт, скорее всего, вернется к Фреде (возможна промежуточная интрижка с Бетти, чтобы подлечить самооценку), Олуэн опять остается в одиночестве, и тут на сцене снова появляется Чарльз Стентон, что плавно выводит нас на альтернативный финал номер два.

Альтернативный финал 2. Итак, Роберт попал, куда надо, и лежит бездыханный на ковре в кабинете. Вызовут полицию и уж будьте уверены, Фреда щадить Олуэн не станет, и причиной самоубийства мужа укажет именно предшествующие драме разговоры. При расследовании самоубийства Роберта Кэплена всплывут обстоятельства смерти Мартина. И хотя Олуэн будет, скорее всего, оправдана - убийство по неосторожности, самозащита и все такое — нервы ей потрепят будьте нате.

После дознания её отпустят на свободу, но... Репутация погублена - не будем забывать, где дело происходит, островитяне к криминальным рекордам относятся куда как строго. Друзей у неё больше нет — ни Фреда, ни Гордон, ни Бетти видеть её больше не пожелают. Самое время помириться со Стентоном, во всяком случае, он-то обязательно постарается поддержать её. Но самая большая проблема будет внутри нее самой. С какой стороны ни посмотри, но именно она угробила обоих Кэпленов. Она причастна к обеим смертям, и для обоих братьев было бы лучше, если бы они вообще не были бы с ней знакомы. Она очень хороший человек, но она принесла смерть. Такая горькая судьба.

Возможно, Стентону будет не лень каждый день повторять ей, что она не виновата. Но она все равно будет знать, что виновата. И всегда будет помнить, что Стэнтон стал косвенной причиной того, что случилось с ней. Возможно, она будет ходить к психотерапевту и пытаться избавиться от чувства вины. Но как долго нужно ходить на эти ваши сеансы, чтобы вылечиться и снова захотеть влюбиться?

А может, она будет настолько глупа (и вот я снова сомневаюсь в её уме), что отвергнет искреннюю помощь Стентона и тогда просто попадет в психушку. Хотя мне кажется, только Стентон может ей помочь в этой ситуации, потому что он человек практичный, очень деловой, и вовсе не такой нервный тип, каким играл его Басов. Стентон у Басова слишком часто вскидывался и трепетал руками, в то время как Стентон, будучи разночинцем среди аристократов, в возможной потасовке с романтичным Гордоном не менялся бы в лице, а дал бы Гордону конкретной такой разночинской сдачи, и все дела.

Красотка Бетти вообще проходной персонаж, она нужна для того, чтобы показать способность Стентона к эмпатии, его умение обходиться с женщинами. Поэтому она в альтернативном финале вообще не появилась бы. Скорее всего она развелась бы с Гордоном, но на внимание Стентона ей рассчитывать не приходилось бы, Чарльз полностью был бы занят душевным здоровьем Олуэн.

В общем, как ни крути, но дальнейшая судьба Олуэн полностью зависела бы от её способности найти утешение в компании Стентона. А я очень сомневаюсь, что такая способность у неё есть. Два альтернативных финала, а надежды для Олуэн никакой.

Самое время обратиться к каноническому тексту в поисках утешения. Видимо, не зря Джон Б. Пристли считался успешным драматургом еще при жизни. Не зря был признан критикой, любим публикой, и недаром его пьесы до сих пор прекрасно ощущают себя на театральной сцене. Он мудро оставил зрителю удовольствие ломать голову над тем, как будет Олуэн жить после того приятного летнего вечера, когда ей вздумалось зачем-то поспорить с Фредой о музыкальной шкатулке. Для особо же чувствительных он и вовсе закольцевал сюжет, показав альтернативный финал номер три: роковой разговор о музыкальной шкатулке был перебит модным фокстротом, все остались при своих маленьких или больших секретах. Вот и получается, что авторский альтернативный финал самый для Олуэн подходящий.

Ах. Какое облегчение знать, что Олуэн всё же в безопасности.

Ничего-то ей не грозит - ровно до следующего тёплого летнего вечера, когда приятные люди, хорошие друзья снова захотят посидеть на террасе уютного сельского коттеджа и предаться сладкой ностальгии о былом.

Featured Posts from This Journal

  • Рекап значит спойлер

    Поддамся настойчивому тренду и напишу рекап "Опасного поворота". Потому что иногда я вспоминаю эту историю, и тогда сразу начинаю…

  • Конец диванного сезона

    Вчера, довязывая сто двадцать восьмой granny square, прослушала Опасный поворот (Dangerous Corner) Пристли на BBC. Бибисишники уложились за час…

  • Бойтесь дворецких, чай разносящих

    В начале января в Брно выпал снег. Я убрала упрямо цветущую герань с балкона и достала с антресолей вязаный полутораметровый колпак, купленный в…

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
nutsh
Oct. 21st, 2018 08:59 am (UTC)
Тоже очень люблю этот фильм.
g_i_n_k_g_o
Oct. 21st, 2018 11:03 am (UTC)
Ура, значит мы здесь совпадаем. :-)
baby_lyaliko
Oct. 21st, 2018 09:03 am (UTC)
Как интересно, я кажется не видела. И вообще не видела ничего из Пристли (даже "31 июня" не смотрела, хотя знаю про него).
g_i_n_k_g_o
Oct. 21st, 2018 11:02 am (UTC)
Сейчас, мне кажется, будет сложно полюбить какой-то из старых фильмов. Немалая часть их очарования время, когда их посмотрели впервые. Впрочем, я знаю одного человека, который посмотрел "Девчат" впервые лет в пятьдесят и с тех пор пересматривает их ежегодно. :-)
baby_lyaliko
Oct. 21st, 2018 06:24 pm (UTC)
Я нормально старые фильмы смотрю. Иногда разочаровываюсь, конечно, но иногда - отлично. В СССР хорошее кино снимали, этого не отнять.
g_i_n_k_g_o
Oct. 21st, 2018 06:27 pm (UTC)
С этим не поспоришь. )
hhhhhhhhl
Oct. 21st, 2018 09:25 am (UTC)
Замечательный фильм снял Басов. И Титова точно была его музой.
Недавно показывали по ТВ, смотрела не знаю уж в который раз, но с неизменным удовольствием.
g_i_n_k_g_o
Oct. 21st, 2018 11:01 am (UTC)
Ухтыш, везука вам, показывают по ТВ. Я, помнится, изрыла весь интернет в поисках более-менее приличной копии. Но нашла. И теперь от ТВ не завишу.

Титова красавица, и прекрасно об этом осведомлена. :-)
( 8 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono